Традиции воспитания детей у русских крестьян конца XIX.
Одной из самых острых проблем современности можно назвать сегодня проблему воспитания детей и молодежи как потенциальных отцов и матерей. С этих позиций достаточный интерес представляет система воспитания детей у русского народа, являющая собой неиссякаемую сокровищницу психологического и педагогического опыта.
Русская деревня конца прошлого столетия представляла собой контрастное сочетание старого патриархального уклада и новых форм жизни, связанных с бурным развитием капитализма.
Понятие "уклад", "укладность" очень важно для изучения жизни любого народа. Уклад отражал взгляд крестьянина на мир, его мировоззрение. Соответственно ему крестьянин и старался строить, т.е. "укладывать" свою жизнь.
Постигая законы бытия, крестьянин приводил свой мир в соответствие, а не в противоречие с ними. Законы жизни крестьянин считал незыблемыми, установленными самим Богом, а отступление от них называл грехом и справедливо полагал, что эти отступления грозят человеку наказанием, разрушением самой жизни. Уклад регламентировал все стороны жизни людей, передавался из поколения в поколение.
Святая святых рода, его основа, ядро – это семья.
Крестьянин не мыслил жизнь без семьи как нормальную. Семья и дом – неразрывно связанные друг с другом понятия. Мир женщины, главным образом, дом, семья, воспитание детей. Первозданная слабость, уязвимость женщины по отношению к миру у всех народов вызывала потребность защитить ее. Так, именно женский костюм, прическа изобилует разного рода украшениями, в былые времена служащими оберегами от злых сил. Женщину укрывают особыми головными уборами, покрывалами, платом. Всячески охранялось женское целомудрие, т.е. целостность, неразрушенность тела и души (психики) враждебным ей внешним миром. От целомудрия женщины зависит здоровье ее потомства. Поэтому с малых лет девочку в крестьянской семье, готовя к будущему супружеству и материнству, воспитывают определенным образом.
Концепцией этого воспитания может быть послушание, целомудрие, создание целостности личности в семье и в обществе. Высший идеал, образ материнства – Божья Матерь. Одним из рычагов, формирующих послушание и кротость, являлось время поста. Детей приучали к посту с раннего детства, как только отнимут от груди. Все события в жизни крестьянина Церковью освящались через обряды и таинства. Брак, не освященный Церковью, считался грехом, блудом, и дети, рожденные в таком браке, имели печальную судьбу. С ними попросту боялись связывать свою жизнь как с потенциальными носителями греха, несчастья. За грехи родителей расплачивались дети – это знали твердо, отчасти выражая и пословицей: "Яблочко от яблони недалеко падает". Детей обязательно крестили. Иметь детей в законом браке – одна из основных целей создания семьи для крестьянина. Отсутствие детей рассматривали как тяжкое Божье наказание, гнетущее человека, делающее его неполноценным. Поздние беременности смущали женщин перед уже взрослыми детьми (после 50 лет супруги спали раздельно). В крестьянской семье существовали длительные периоды воздержания от супружеских отношений. Как правило, они были связаны с постами и с кормлением ребенка. Если ребенок был зачат в пост, то по дате его рождения это становилось понятным окружающим и не делало чести его родителям. Несомненной отличительной чертой русских является отсутствие культа эротических отношений в семье, в обществе. Стыд в отношениях между людьми играл важнейшую роль, так как разрушение стыда в конечном итоге ведет к разрушению личности.
Целомудрие и сдержанность – вот, пожалуй, те качества, которые выражают облик крестьянской девушки. Это в дальнейшем получает развитие в материнстве, в ее чистоте. Понятие "чистый" и "нечистый" в сознании человека имеет чрезвычайно глубокий смысл. От нечистого не родится чистое. Поэтому материнская утроба должна быть очищенным, священным местом, храмом души не только своей, но и ребенка.
Опыт показывает, что на самом деле, хотим мы того или нет, уйти от своего прошлого мы не можем. Как некая программа, код, заложены в нас стереотипы этнического поведения, передаваясь на генетическом уровне из поколения в поколение.
Для расшифровки, "считывания" этой программы нужны определенные сигналы, поступающие из внешней среды к человеку в определенное время.
Так на ребенка, еще находящегося в утробе матери, благотворно будет влиять тот ритм смены времен года, дня и ночи, который был привычен предшествующей ему цепи поколений. Ритм родной музыки, звуки родной речи будут максимально стимулировать заложенные в нем способности, природная пища сделает его здоровым физически, традиционное воспитание закалит духовно и нравственно.
Женщина по сути донашивает ребенка и после его родов, ограждая его от опасного мира. Так, пребывание в колыбели – это как бы продолжение внутриутробного состояния младенца. У русских в колыбели детей держали не менее девяти месяцев, обязательно туго спеленутыми. Держа ребенка на руках, женщина часто закрывала ("обволакивала") его своим платком. Пологом над колыбелью была не простая ткань, а опять же материнская одежда (рубаха, юбка), как бы символизирующая ее самое. По сути, мать "донашивала" младенца первые годы жизни, не отпуская далеко от себя. Отрыв от матери происходит постепенно. Ребенок живет укромно (младенцев не любили показывать посторонним), его мир как яйцо скорлупой, ограничен стенами родного дома. Утроба матери, колыбель, родной дом – это вехи рождения человека, которое не оканчивается выходом из материнского чрева. Курганова Л. В.
|